Возможна ли «здоровая» беременность при эндометриозе?

Эндометриоз.

Данное заболевание является одной из самых распространенных проблем репродуктивной медицины. По статистике, более 40% женщин не могут забеременеть именно из-за эндометриоза. Основной проблемой служат запущенные формы спаечных процессов в маточных трубах или брюшной полости.

Чаще всего эту патологию замечают лишь после нескольких неудачных попыток забеременеть. Затягивание лечения, или перенос детородной функции на более позднее время после диагностики может привести к развитию тяжелой формы бесплодия. Однако, самым "удачным" и естественным способом лечения эндометриоза является сама беременность.

Возможно ли забеременеть при эндометриозе?

Несмотря на неблагоприятный прогноз, который диктует данное заболевания забеременеть при эндометриозе - возможно. Более половины женщин имеют высокие шансы забеременеть и выносить здорового малыша. Однако, бывают и более сложные случаи (запущенные), сопровождающиеся спаечными процессами - но и тут современная медицина может помочь. Безнадежными случаями можно назвать лишь крайние ситуации, когда из-за эндометриоза удаляют матку и яичники.

Общая информация об эндометриозе.

При этом недуге происходит разрастание тканей, схожих с эндометрием матки за пределами самой матки. Стадии формирования схожи со стадиями формирования эндометрия, поэтому в дни его отторжения у женщин наступает менструация. Эндометриозом страдают женщины репродуктивного возраста - от 20 до 45 лет. По расположению, могут быть генитальными (в яичниках, влагалище, маточных трубах) и экстрагенитальными (на поверхности глаз, легких, кишечника). Частые дисгормональные изменения приводят к формированию спаечного процесса.

Теоретически-возможные причины заболевания.

Причины заболевания не изучены до конца, но есть 2 основных теории, касающиеся этого вопроса.

• • Согласно одной из теорий, причиной является ретроградное движение менструальной крови, в процессе которого частицы эндометрия крепятся к яичникам и брюшине, после чего разрастаются, образуя эндометриоидные участки;
  • • Согласно другой теории, эндометриоз является генетическим фактором, повлиять на который - невозможно.

Проблемы зачатия при эндометриозе.

Воспалительный процесс в яичниках, трубах и брюшной полости, которые развивается длительное время приводит к образованию спаек - плотных образований соединительной ткани, которые препятствуют движению яйцеклетки по половым путям, и снижают сократительную функцию маточных труб. Второй причиной может служить гормональный сбой, при котором в организм поступает много эстрогенов и мало прогестерона. Результатом такого гормонального сбоя может быть слишном малая толщина эндометрия матки, из-за чего оплодотворенная яйцеклетка не может полноценно развиваться.

Факторы риска при беременности на фоне эндометриоза.

В том случае, если женщина все таки забеременела в процессе развивающегося эндометриоза - имеются следующие факторы риска:

• • Внематочная беременность - требует немедленного удаления плодного яйца;
  • • Гормональный дисбаланс, который связан с пониженным содержанием прогестерона. Иногда, это приводит к выкидышу в 1 и 2 триместрах. Для того, чтобы этого избежать, врачи назначают аналоги прогестерона;
  • • Разрыв матки, вызванный сильным истончением мышечного слоя на поздних сроках беременности. В таких случаях делают кесарево сечение;
  • • Снижение эластичности шейки матки (также необходимо кесарево сечение);

* Обязательным условием для женщин, страдающих эндометриозом, является контроль квалифицированного врача.

Ведение беременности

Диагностика эндометриоза.

Заболевание диагностируют после проведения УЗИ, при котором выявляются кисты. К диагностике женщины прибегают после неудачных попыток забеременеть или при появлении патологий. Эндометриоз незаметен, так как имитирует классическую менструацию. УЗИ на выявление эндометриоза проводят на 5-7 день цикла, либо на 21-24.

Существует более точный метод диагностики для выявления эндометриоза - лапароскопия. Основная польза заключается в том, что данный метод позволяет удалить эндометриодные участки и выполнить рассечение спаек.

В дополнение, врачи могут назначить: МРТ,КТ, гистероскопию. Ключевое значение при выполнении диагностики - выявление опухолевых маркеров в крови (при эндометриозе их количество возрастает в несколько раз).

Лечение эндометриоза.

Существует два основных метода лечения заболевания: хирургический и гормональный.

При приеме гормонов (сбалансированном и утвержденном) удается привести в норму функцию яичников и сформировать эндометрический слой достаточной (для оплодотворенной яйцеклетки) толщины.

В процессе лечения удаляют крупные очаги эндометриоза, кисты, спайки, которые препятствуют беременности. Эти манипуляции выполняют малоинвазивным лапароскопическим способом. Такую мини-операцию делают перед планируемой беременностью, так как эндометриоз (его участки) могут появится снова. Удаление участков временно или навсегда восстанавливает способность женщины к зачатию и вынашиванию плода. Перед и после операции назначают курс гормональной терапии.

В тех случаях, когда патология не является препятствием к зачатию - врачи рекомендуют беременность, как способ лечения. Во время беременности изменяется гормональный баланс в организме, увеличивается содержание прогестерона, что благоприятно сказывается на эндометриоидных очагах (останавливает их рост, а иногда полностью предотвращает).

Главная задача лечения - восстановление проходимости маточных труб, а также сохранение их целостности. Кроме того, важным моментом является восстановление правильной работы яичников. При наличие "спаек" и массивном поражении маточных труб, сперматозоид не может оплодотворить яйцеклетку. Стоит заметить, что даже в при самых серьезных нарушениях репродуктивной функции, существуют пробирочные технологии (ЭКО).

Вывод.

Эндометриоз не является фактором полного бесплодия. Однако, он нуждается в тщательном контроле со стороны врача. В нашей многопрофильной клинике Sante Clinic работают профессиональные врачи-гинекологи с большим стажем работы. Мы поможем вам справится с эндометриозом и выносить здорового ребенка. Ждем вас в Sante Clinic!

В гинекологию